Живые есть? Проверяем ЛКП на автомобилях с пробегом

RSS
АнтонАнтон
5 мая 2021

Покупка подержанного автомобиля только очень самоуверенным людям может показаться простым и понятным занятием. Большинство же считает осмотр машины при выборе уделом избранных, которым доступно особое чутьё, имеется огромный опыт и способность к рентгеновскому зрению. Ситуация заметно упростилась с появлением на рынке приборов, действительно способных заглянуть за преграду, да ещё и измерить её геометрию. Это толщиномеры – устройства для точной оценки величины слоя покрытия на металле.

Живые есть? Проверяем ЛКП на автомобилях с пробегом

Что представляет собой толщиномер

Задач, требующих использования толщиномеров, в технике немало. Но особое распространение они получили с появлением массовых недорогих изделий, позволяющих оценивать состояние автомобильных кузовов на вторичном рынке. То есть при подходе к отмытой и наполированной машине, предлагающейся к продаже, быстро узнать, последствия каких ремонтов тщательно скрыты под лакокрасочным слоем.


Приборы очень компактны и напоминают простейшие мобильные телефоны устаревшей конструкции. Имеется дисплей, батареи автономного питания и кнопки управления. При поднесении и плотном прижатии рабочей поверхности толщиномера к окрашенному кузову автомобиля на экране через время порядка одной секунды появятся цифры. Это и есть толщина покрытия, независимо от количества и состава слоёв от поверхности до металла. Она может указываться в разных форматах, чаще всего принято говорить о микронах, как единицах измерения. Один микрон, или микрометр – это миллионная доля метра. То есть тысячная доля миллиметра, так понятней оценить данную величину.


В зависимости от сложности и точности прибора, показания могут выводиться также в миллиметрах с десятичными знаками после запятой или даже в миллидюймах, тогда в меню прибора имеется соответствующий переключатель используемых систем измерений.

Что представляет собой толщиномер


Характеристики толщиномеров отличаются в зависимости от класса и сложности прибора, что сильно сказывается на цене. Обычно нормируются и указываются:

  • диапазон измерения толщины покрытия;
  • время срабатывания;
  • погрешность, часто в произвольной форме, без метрологических строгостей, всё же приборы в большинстве применяются не в промышленности и являются скорее индикаторами, чем измерителями;
  • диапазон рабочих температур;
  • особенности поверхностей, с которыми возможна работа;
  • хранение в памяти результатов измерений;
  • статистическая обработка для определения средней величины замеров;
  • возможность работы на неровных поверхностях;
  • особенности дополнительной комплектации;
  • сервисные дополнения, фонарики и прочее;
  • USB-разъём и интерфейсы.


Дополнительные функции:

Оформление корпусов может быть самым разным, от пистолетного типа с курком и дисплеем с тыльной части до довольно массивных полупрофессиональных корпусов с выносными датчиками. Можно подобрать любую форму, размеры и вес под максимальное удобство в конкретном применении.


Причины, побуждающие купить прибор

Толщиномерами по мере увеличения их доступности стали пользоваться все, кто имеет отношение к автомобилям, хотя бы на уровне приобретения подержанных экземпляров. От профессиональных подборщиков и мастеров автосервисов до автовладельцев, которые рискуют сделать самостоятельный выбор.


Если раньше оценка состояния кузова требовала знаний и опыта на уровне автомаляра или рихтовщика, то сейчас каждый может точно, а главное – быстро понять, подвергался ли автомобиль кузовному ремонту, и насколько объёмно и качественно он был проведён. Прибор покажет наличие деформаций навесных и силовых деталей под краской, присутствие толстых слоёв шпатлёвки и даже сквозных отверстий от коррозии, количество слоёв лакокрасочного покрытия. Побывавший в ДТП автомобиль имеет совершенно другую цену, поэтому простой и недорогой толщиномер может сэкономить немало средств и времени. Надо только примерно представлять себе, как этот гаджет функционирует и на что он способен.


Как устроен и работает толщиномер

Принцип действия большинства толщиномеров основан на электромагнитном взаимодействии встроенного датчика (сенсора) и кузовного металла. Имеются приборы, построенные на основе прохождения через покрытия ультразвука, которые покажут даже слой краски на пластике или дереве, но такое в автомобильной среде очень редко требуется.


Обычно под слоем шпатлёвки, грунта, краски и лака находится железная или реже алюминиевая панель кузова. Хороший толщиномер сам определит характер металла, внеся соответствующие поправки, но иногда тип металла приходится переключать вручную.


Датчик генерирует электромагнитное поле, взаимодействующее с металлом, и по характеру отклика определяет расстояние от своей рабочей плоскости до ферромагнитного или просто электропроводящего вещества. Лакокрасочные покрытия ни тем, ни другим не обладают, поэтому их наличие изменяет плотность поля или величину обратного сигнала, позволяя точно определить их толщину. Сигнал преобразуется электроникой прибора и выводится на экран в цифровом виде.


Достаточно сложный и разнообразный путь измерительного сигнала для надёжности и точности показаний требует периодической калибровки прибора на образцах с известными свойствами и размерам. Они прилагаются к толщиномерам или приобретаются отдельно в виде набора калибровочных пластин с уже нанесённым покрытием точно нормированной толщины. Иногда пластины и пластиковые плёнки используются раздельно, к одной металлической пластине можно прикладывать плёнки разной толщины. Для калибровки достаточно обнулить показания, приложив датчик к голому металлу, а затем выставить показания в контрольных точках шкалы, используя две-три плёнки разной толщины. Порядок калибровки указан в инструкции к конкретному прибору.


Искусство практического использования

Искусство практического использования толщиномера

Приблизившись к исследуемому автомобилю, уже откалиброванный толщиномер прикладывают и плотно прижимают рабочей поверхностью к кузовным деталям, дожидаясь появления показаний или звукового сигнала. Толщина покрытия считывается с экрана или заносится в память прибора. Иногда надо нажать кнопку или курок.


Начинают обычно с крыши, которая редко подвергается ремонтному окрасу и повреждениям. Заводская толщина покрытий для различных марок и моделей автомобилей указывается в таблицах, которые несложно найти в сети, например, на сайтах организаций, торгующих толщиномерами.


Первичная проверка делается по принципу пяти замеров по краям детали и в центре. Если возникают подозрения по неравномерности толщины, то исследования проводятся более подробно. Есть несколько опытных правил распределения ЛКП по кузову:

  • у немецких автомобилей слои толще, чем у азиатских или французских, среднее же значение по всем машинам лежит в пределах 80-200 микрон, редко больше или меньше;
  • самое тонкое покрытие нанесено на проёмы дверей, внутренние поверхности стоек и крышу;
  • каждый слой вторичного грунта, окраса или лака добавляет примерно 50 микрон;
  • шпатлёвка наносится толстыми слоями переменной толщины, максимум – по центру кузовного повреждения, здесь может быть миллиметр (1000 микрон) и более, к краям слой сходит к нулю, то есть обычным 80-200 микрон;
  • наиболее внимательно стоит изучать силовую структуру кузова, она повреждается при самых тяжёлых ДТП;
  • наличие вторичного окраса не сводит цену машины к нулю, но служит поводом для торга или перехода к следующему варианту,
  • левая и правая стороны машины окрашиваются роботами на заводе абсолютно одинаково, что позволяет использовать заведомо неповреждённые участки как эталон.


При выборе толщиномера стоит обратить внимание на известность производителя, точность и дополнительную комплектацию. Например, удобен иногда имеющийся фонарь с ультрафиолетовым свечением, позволяющий определять подлинность информационных табличек и даже денежных купюр при расчёте, если сделка состоялась.

АнтонАнтон
0 комментариев
Комментариев ещё нет — ваш может стать первым.