Диагностика автомобиля - что это такое на самом деле

RSS
АнтонАнтон
12 июля 2021

Диагностировать автомобиль для локализации имеющихся неисправностей и примерного предсказания появления предстоящих можно разными способами. Иногда неожиданно эффективным оказывается применение обычной монтировки или органолептических способностей мастера. Но фундаментом для работы автосервисов должны быть всё же электронные и компьютерные технологии определения неисправностей и оценки текущего состояния автомобиля.

Диагностика автомобиля - что это такое на самом деле

Простейшие способы электронной диагностики

Современный автомобиль включает в себя набор микрокомпьютеров, соединённых между собой скоростной шиной данных:

  • периферийные контроллеры отдельных систем, узлов и деталей;
  • устройство управления общей шиной и выходом на диагностический разъём;
  • программное обеспечение;
  • интерфейс связи с водителем через приборную панель и органы управления.


Стандартизация разъёмов для подключения диагностической аппаратуры и наличие типовых таблиц кодов ошибок, генерируемых системой самоконтроля, позволяет любому желающему подключить внешний сканер или адаптер связи с компьютером. Диагностическая программа может считать коды ошибок и выдать некоторый набор первичной информации.


Простота подобных процедур позволяет специалистам низкой и средней квалификации и даже владельцам автомобилей, обладающим минимальным набором знаний, заглянуть в память электронных блоков и считать ошибки. Многие считают, что на этом работа диагностов и заканчивается, дальше остаётся лишь заменить неисправные детали или отправить машину в более серьёзный ремонт, уже зная, в чём тут дело.


В реальности всё далеко не так просто, любая система имеет ограниченный набор возможностей по самодиагностике, а роль специалиста при таком подходе сводится практически к нулю.


Недостатки компьютерной диагностики

Создавать полноценный комплекс поиска неисправностей и тиражировать его с каждым экземпляром автомобиля почти невозможно и в любом случае экономически не оправдано. Бортовая система управления двигателем, например, может лишь анализировать сигналы на своих разъёмах и выдавать условно верные коды при их отклонениях.

  1. Почти невозможно отличать дефекты проводки от проблем непосредственно с датчиками. Отсюда неверные принятия решений на замену исправных деталей, после которых ситуация не меняется.
  2. Отклонения в работе одного из датчиков или исполнительных механизмов могут изменить режим всей системы, после чего она будет заполнена вышедшими за рамки переменными, появятся множественные коды ошибок или один, но указывающий в неверном направлении.
  3. Многие узлы автомобиля не контролируются датчиками, их состояние определяется косвенно, расчётным способом, результат будет неправильным с большой вероятностью.
  4. Проблема может возникнуть с самими компьютерами, после чего либо автомобиль вообще не сможет выйти на связь со сканером, либо диагностическая аппаратура будет введена в заблуждение.


Во многих случаях хороший сканер действительно даст правильный диагноз, но постоянно на это надеяться будет непрофессионально. Чаще случается другое – считав код и заменив неисправный, по мнению сканера, датчик, мастер посчитает свою работу выполненной, хотя ничего не изменилось. Но у таких работников обычно и сканеры самые примитивные, состоящие из простейшего адаптера и связанной через беспроводной интерфейс программы, запущенной в телефоне или планшете.


Комплексный поиск неисправностей

Комплексный поиск неисправностей

Чтобы с гарантией вычислить неисправность, потребуется дополнительное оборудование.


На низшем по иерархии уровне электрических цепей должны работать приборы, позволяющие визуально или в цифровом виде показывать напряжения, токи, импульсные последовательности и их изменения в реальном времени. Это мультиметры и осциллографы, входящие в состав мотор-тестеров.


Для исследования и внесения изменений в компьютерное оборудование используются адаптеры, эмуляторы, логические анализаторы и диагностические контроллеры. К ним придётся прибегнуть, если обычного сканера, работающего через OBD разъём, окажется недостаточно.


В ходе проведения диагностики с большой вероятностью потребуются измерительные приборы со своими датчиками и чувствительными элементами для замера физических величин. Часто приходится мерять давление, расход, геометрические размеры, пользоваться методами эндоскопии и многими другими технологиями инженерного и физического эксперимента.


Профессиональное оборудование

Электронное, компьютерное и измерительное оборудование профессионального уровня стоит очень дорого. Но располагать им необходимо, иначе нет никакой гарантии, что от ремонта придётся на какой-то стадии отказаться. А более грамотный и хорошо оборудованный сервис берёт работу после того, как кто-то уже вмешивался, очень неохотно. Так клиент сервиса может получить дополнительный ущерб, который он вправе скомпенсировать за счёт организации, взявшейся за работу без уверенности в успехе.


Низкие цены не станут оправданием. Скорее всего, после неоднократного попадания в подобные ситуации клиент уже не захочет связываться с подобным непрофессиональным подходом и осознает, что значительные суммы в серьёзных предприятиях берут не от жадности. Достаточно посмотреть на ценники в фирмах, торгующих профессиональным гаражным оборудованием для диагностики.


Роль мастера в диагностике и ценообразовании

Если оборудование со временем может окупиться, то квалифицированный диагност всегда будет стоить дорого. Несмотря на обилие объявлений с предложениями выполнить компьютерную диагностику автомобиля и решить все проблемы, действительно грамотных специалистов единицы. Заменить неисправную деталь гораздо проще, чем определить, что именно требует замены или ремонта.


Только опыт и знания позволят правильно и быстро назначить методику проведения диагностики в каждом конкретном случае. При этом мастер должен постоянно повышать свою квалификацию, получая новые сертификаты и проходя обучение. Автомобили усложняются именно в части насыщенности электроникой, приходится постоянно платить за обновление оборудования, которым надо уметь правильно пользоваться. И цена ошибок превышает оплату труда хорошего мастера.

АнтонАнтон
0 комментариев
Комментариев ещё нет — ваш может стать первым.