Аккумулятор, живи! Оборудование для диагностики и профилактики АКБ

RSS
АнтонАнтон
11 июня 2021

Чтобы проверить аккумуляторную батарею полностью, потребуется время для проведения качественной и количественной оценки состояния и труд квалифицированного автоэлектрика. Сократить затраты помогут приборы экспресс-анализа – тестеры и нагрузочные вилки. Они оперативно определят сохранность ресурса АКБ и её текущее состояние.

Аккумулятор, живи! Оборудование для диагностики и профилактики АКБ

Как работает нагрузочная вилка

В состав вилки, в зависимости от её технического уровня, входят:

  • нагрузочные сопротивления большой мощности;
  • вольтметр с аналоговой или цифровой шкалой;
  • переключатели или регуляторы нагрузки;
  • контактная арматура, стержни с наконечниками, провода и зажимы.


Методика замеров включает в себя проверку напряжения холостого хода, нагрузку батареи одним из стандартизированных разрядных токов, определение напряжения после работы под нагрузкой. Падение напряжения многое расскажет о состоянии аккумулятора.

Как работает нагрузочная вилка


Обычно батарея нагружается током разряда порядка 100 Ампер. Конечное напряжение, в зависимости от степени заряженности и износа АКБ, может составлять 10 Вольт и менее. По таблице определяется степень заряженности. Если батарея подвергалась полной зарядке, а напряжение просаживается ниже допустимого предела, то можно говорить о неисправности АКБ и необходимости отбраковки или дальнейших исследований, если изделие предполагается к восстановлению.


Некоторые вилки имеют электронную цифровую шкалу, что облегчает считывание показаний и даёт высокую точность замера. Это важно, например, при косвенном определении плотности электролита. Но такое оборудование имеет и недостаток в виде ограниченных возможностей по работе с сильно разряженными АКБ, когда напряжения не хватает для самого вольтметра.


Лучшие профессиональные вилки представляют собой достаточно сложные приборы с установкой нескольких величин нагрузочного тока, контролем его при помощи встроенного амперметра, регулировкой. Возможна работа с батареями разного напряжения, а также с отдельными элементами (банками). Ими же можно приблизительно проверить исправность генератора системы зарядки на автомобиле.


Тестеры аккумуляторных батарей

Автоматизировать и упростить оценку состояния помогут тестеры АКБ. Это компактные устройства со встроенным монитором, способные проверить ход изменения напряжения на батарее при изменении нагрузки, после чего рассчитать и вывести на экран её параметры, а также сделать предварительный вывод о её исправности. Наиболее продвинутые приборы имеют в составе принтер для протоколирования результатов. Распечатанный чек-лист можно приложить к протоколу испытаний.


Возможности тестеров:

  • замер напряжения на батарее до и после тестирования;
  • измерение внутреннего сопротивления;
  • прогнозирование тока холодной прокрутки без охлаждения АКБ;
  • переключение режимов тестирования в зависимости от стандартов, по которым задаются характеристики батареи;
  • проверка режимов работы АКБ на автомобиле при реальном пуске двигателя штатным стартёром;
  • оценка состояния системы зарядки, пульсации зарядного напряжения, что косвенно указывает на сохранность отдельных диодов выпрямительного моста, целостность обмоток и нагрузочную способность генератора;
  • наличие температурной компенсации;
  • быстрое проведение замеров в течение нескольких секунд;
  • замер степени заряженности батареи;
  • проверка АКБ несколькими последовательными тестами;
  • работа с сильно разряженными батареями;
  • выдача краткой оценочной информации о возможности дальнейшего использования АКБ (исправна или требует замены);
  • связь с внешним компьютером через USB порт;
  • использование нескольких языков интерфейса;
  • защита от переполюсовки при неправильном подключении.


В меню тестера можно выбрать тип проверяемой батареи, в зависимости от технологии изготовления. Используется информация с этикетки изделия, обычно там указывается исполнение, стандарты проверки, ток холодной прокрутки и заявленная номинальная ёмкость.


Практическая работа с тестером

Практическая работа с тестером АКБ

Перед началом работы выбираются язык интерфейса и тип тестируемой батареи. Можно выбрать обычный свинцово-кислотный аккумулятор с жидким электролитом, гелевый или изготовленный по технологии AGM. Последние подразделяются на спирально закрученные цилиндрические элементы и плоские или призматические. Такие конструкции могут отличаться по параметрам.


Основной тест – это определение тока холодной прокрутки. Он указан на этикетке, а рядом написан стандарт измерений. Его также выбирают из меню прибора. Значение тока вводится обычным способом навигации двумя кнопками, увеличения и уменьшения. Выбирается режим работы в салоне автомобиля или вне его. Это означает, что батарея снята, или все измерения проводятся непосредственно в составе бортовой сети.


После запуска теста через несколько секунд приборы выводят информацию о напряжении батареи, её внутреннем сопротивлении, измеренным мостовым методом и пересчитанным процессором тестера, предполагаемом максимальным токе прокрутки. В процентах указывается остаточный ресурс батареи и выносится вердикт о её дальнейшем использовании или замене.


Если тест проводится перед продажей АКБ в торговой организации или после ремонтно-восстановительных процедур, то остаётся занести данные в протокол и передать батарею клиенту. При проверке на автомобиле переходят в следующий пункт меню.


Прибор позволяет следить за аккумулятором непосредственно во время пуска двигателя стартером. Нагрузки при этом реальные, естественно, что компактный тестер в полной мере эмулировать подобный режим не может. При работе стартера отслеживается изменение напряжения, начальная и конечная величины. Всё это можно посмотреть в графическом виде.


Во время работы двигателя производится замер пульсаций зарядного напряжения и его величина. Это позволяет судить о состоянии генератора и системы зарядки в целом. При отказе, например, одного из диодов моста, форма и амплитуда пульсаций меняются, что хорошо видно по отображаемому графику.


Плотность электролита можно косвенно оценить по напряжению холостого хода АКБ. ЭДС аккумулятора при известной температуре пропорциональна плотности, существуют табличные методы определения соответствия. Необходимо лишь убедиться в достаточном уровне электролита, что особенно актуально для традиционных свинцово-кислотных АКБ. В гелевых и AGM батареях уровень не контролируется.


Приборы выдают данные о состоянии батареи, используя аббревиатуры SOH или SOC, State of Health и State of Charge. Первая означает степень сохранности АКБ, в какой мере её характеристики ушли от изначальных. Вторая оценивается по ЭДС батареи и характеризует степень её заряженности. Следует иметь в виду, что показатель SOH может меняться при проведении тестов с разной величиной указанного тока холодной прокрутки. По процентам SOH прибор и выносит рекомендации о необходимости заменить батарею.

АнтонАнтон
0 комментариев
Комментариев ещё нет — ваш может стать первым.