Осциллограф на автосервисе. Что, для кого и для чего

RSS
АнтонАнтон
12 августа 2021

Применение электроники в автомобиле требует наличия электроизмерительных приборов и в автосервисах. А предоставляемые ими удобства в работе таковы, что традиционные механические, пневматические и гидравлические тестовые методики постепенно вытесняются из практики. Хорошим примером является появление цифрового многоканального осциллографа в качестве ядра такого диагностического стенда, как мотор-тестер.

Осциллограф на автосервисе. Что, для кого и для чего

Что такое осциллограф

Основными параметрами электрического сигнала, неважно, силовой он или измерительный, являются ток и напряжение. Но эти физические величины человеком не воспринимаются, нужен измерительный прибор, преобразующий их значения в наглядный вид. Кроме того, должно проводиться косвенное сравнение с эталоном, то есть метрологическая процедура.


Эти функции выполняются вольтметром или амперметром, которые сейчас объединяются в составе мультиметра, способного измерять и некоторые другие параметры электрических цепей. Но подобные приборы не обладают наглядностью в наблюдении динамики процессов, происходящих к тому же с высокой скоростью. Вот тут и нужен осциллограф.


Данный прибор способен предоставлять информацию об однократных или циклически повторяющихся электрических процессах в графическом виде. По одной оси графика откладывается время, по другой – измеряемая величина. Скорость отслеживания в автомобильном варианте составляет единицы микросекунд у лучших приборов.


В настоящее время осциллографы в автомобильной диагностике выполняются в виде приставок к компьютеру. Принцип работы – цифровой. Это означает, что сигнал дискретизируется во времени аналого-цифровым преобразователем, после чего отсчёты, а их может быть порядка десяти миллионов в секунду, заносятся в память и выводятся на экран ноутбука.


Программное обеспечение прибора позволяет максимально помочь диагносту с сервисными функциями. Значения можно выводить в любой физической величине, по любой шкале, с автоматическим выбором и по нескольким каналам одновременно. А поскольку это всё же не просто прибор из практики радиоинженера, а составная часть мотор-тестера, то организуется и система автоматических тестов двигателя с формированием результатов и подсказок.


Какие узлы и системы подлежат проверке

Осциллограф Diamag 2

Тестировать можно практически весь двигатель:

  • компрессия и нюансы изменения давления в цилиндрах, работа поршневых колец;
  • разрежение на впуске и противодавление на выпуске, состояние катализатора и клапанов;
  • параметры практической работы системы зажигания, свечей, катушек, высоковольтных проводов, драйверов, регуляторов опережения;
  • работа топливной аппаратуры, форсунок, насоса, регуляторов;
  • состояние газораспределения, сохранность фаз, просмотр анимации газообмена в цилиндрах;
  • работа дополнительных устройств повышения эффективности мотора – наддува, изменения фаз и высоты подъёма клапанов, геометрии трактов впуска и выпуска;
  • сигналы всех датчиков системы управления двигателем и реакция исполнительных механизмов;
  • проверка стартёра, генератора, аккумулятора.


По мере увеличения количества электронных систем в автомобилях растёт и роль осциллографа. Фактически диагност со временем превратится в инженера-электронщика, а представители этой профессии давно срослись с осциллографами, и без них работа просто невозможна.


Что представляет собой мотор-тестер и чем они отличаются

В практическом исполнении осциллографы могут быть разными по способностям, уровню сложности, естественно, и по цене. А в рамках мотор-тестера приборные комплексы различаются ещё и комплектацией. Например, могут присутствовать следующие образцы вспомогательного оборудования:

  • датчики давления в цилиндрах и разрежения во впускных трактах;
  • индуктивные и ёмкостные датчики бесконтактного считывания сигналов различного уровня и назначения;
  • универсальные щупы и делители;
  • синхронизирующие датчики;
  • приспособления для удобства работы с электропроводкой;
  • переходники и удлинители;
  • кабели связи;
  • различное программное обеспечение.


Наряду с такими параметрами оборудования, как амплитудный и частотный диапазоны исследуемых сигналов, частота дискретизации и апертурные способности, помехозащищённость и количество каналов, могут отличаться и возможности по обеспеченности сервисными программами. Они бывают подсказывающими, справочными и обучающими, предоставлять множество дополнительных удобств в работе, иногда понятных только опытным профессионалам, а иногда наоборот – бросающихся в глаза новичкам при первом использовании.


Например, самым сложным и технически продвинутым считается осциллограф Постоловского USB Autoscope IV в полном комплекте датчиков и прочего вспомогательного оборудования. Этот восьмиканальный прибор заслужил и международное признание. Прекрасные характеристики – частота дискретизации до 12,5 МГЦ, при разрядности АЦП до 16 бит. Профессиональный уровень, богатая комплектация.


Но вполне возможно использовать на любом уровне диагностики и приборы попроще, например профессиональный мотор-тестер DIAMAG 2 ничуть не хуже в практике работы, при этом значительно дешевле. Шесть каналов, возможность дифференциального включения по входу, наличие библиотеки тестов, частота дискретизации в 1 МГц вполне достаточна для всех реальных применений в работе диагноста.


Существуют и ещё более практичные приборы, удобные для проведения экспресс-диагностики без фанатизма в глубоком погружении к физическим основам отказов. Например, двухканальный АВТОАС-ЭКСПРЕСС 2М обойдётся ещё дешевле, при этом обязательно быстро себя окупит, поскольку располагает в комплекте всем, что непременно потребуется. Известно, что примерно 95% всех случаев обращения к диагносту не требует больших умственных усилий, сложного оборудования и больших затрат времени. Достаточно простой, но эффективный прибор быстро укажет на источник проблем, что даст отличный старт для предстоящего развития участка автомобильной диагностики.

АнтонАнтон
0 комментариев
Комментариев ещё нет — ваш может стать первым.