Корзина
Наши телефоны
8 (383) 263-73-12

Для звонков из Новосибирска

8 (800) 555-96-25

Бесплатный звонок по России

Последние новости

Все новости

Наш магазин и офис

ул. Жуковского, д. 102, офис 414
График работы:
Понедельник-пятница: 10:00 - 19:00
Суббота: 12:00 - 15:00

Наша группа Вконтакте

Лямбда-зонд. Как он работает и из чего состоит?

С каждым годом вводятся все более жесткие ограничения на количество небезопасных выбросов из автомобилей. Основным параметром контроля принято считать значение СО в выхлопе работающего двигателя. Для уменьшения значения этого параметра в выхлопную систему начали устанавливать каталитический нейтрализатор (сокращенно – катализатор). При этом становится необходимым измерять параметры работы двигателя и нейтрализатора. Для измерения применяется лямбда-зонд. На современных моделях их устанавливают в двух местах: один датчик сразу после соединения выхлопных труб в одну и второй – после катализатора.

Устройство и принцип измерений датчика

Лямбда-зонд состоит из корпуса с отверстиями для движения выхлопных газов, отверстия для доступа наружного воздуха и гальванического элемента с керамическим покрытием. С одной стороны элемента всегда находятся только выхлопные газы, с другой – только атмосферный воздух. Датчик используется для измерения наличия кислорода в выхлопе. При определенном соотношении кислорода в выхлопе и наружном воздухе гальванический элемент начинает вырабатывать ток.

Работает лямбда-зонд только при нагреве до 300-400 градусов, поэтому при пуске холодного двигателя и некоторое время после запуска показания датчика не учитываются. В некоторых двигателях могут быть установлены датчики с принудительным подогревом.

Как лямбда-зонд регулирует режим работы двигателя?

Датчик подает сигналы о наличии несгоревшего кислорода в выхлопе. Фактическое значение не измеряется. Технология позволяет лишь судить о наличии или отсутствии некоторого количества несгоревшего кислорода. Название датчика получилось как раз из названия символа «лямбда», обозначающего в уравнении коэффициент переизбытка кислорода в смеси топлива и воздуха. Идеальным принято считать значение 14,7 частей воздуха к части топлива. При этом оно достижимо лишь в моменте, и не может удерживаться постоянно. График работы датчика похож на синусоиду: при уменьшении количества кислорода в выхлопе дается команда на уменьшение впрыска топлива и, наоборот, при слишком бедной смеси (кислород не полностью сгорает) подача топлива увеличивается.

Работа двигателя зависит от огромного количества параметров и показания лямбда-зонда могут быть не основными факторами влияния. И если даже двигатель работает на постоянных оборотах, а автомобиль стоит на месте, ЭБУ непрерывно регулирует количество впрыскиваемого топлива. На современных моделях, в зависимости от показаний лямбда-зонда, меняется, также, момент включения форсунок с подачей топливно-воздушной смеси для более полного ее сгорания в цилиндрах.

Для чего устанавливают 2 датчика?

На первых версиях двигателей с лямбда-зондами он устанавливался в выхлопной трубе и показания сравнивались с датчиками расхода воздуха и зажигания. В современных моделях устанавливается 2 датчика: один сразу после совмещения всех выхлопных труб в одну, второй – после каталитического нейтрализатора, где происходит «дожигание» несгоревшего в цилиндрах кислорода и СО. Это позволяет контролировать работу катализатора и точнее регулировать работу двигателя.

Что делать, если датчик сломался?

Никто не застрахован от поломок. Датчики также могут сломаться. Либо один из них, либо оба сразу. В среднем лямбда-зонды служат от 40 до 80 тысяч километров. Использовать повторно или отремонтировать их не получится, можно только заменить новыми. Экономить на них и покупать аналоги неизвестного производителя тоже не рекомендуется – от точности показаний зависит плавная и надежная работа двигателя. Если вы разбираетесь в устройстве двигателя и расположении его деталей, располагаете схемой установки датчиков и точно уверены в его неисправности, можете заменить его самостоятельно.

Но лучше обратиться в специализированный сервис. Причиной некорректной работы датчика могут стать один или сразу несколько факторов: обрыв проводки, окисление контактов в колодке, трещины в выхлопной трубе от двигателя до места установки датчика, нарушение в герметичности отверстия, куда вкручен лямбда-зонд. В СЦ мастера проверят и сами показания датчика при подключении диагностического комплекса к ЭБУ двигателя. Также проверят показания вновь установленного элемента.

Можно ли ездить на автомобиле с неисправным датчиком? Иногда пара заправок некачественным топливом могут вывести лямбда-зонд из строя. ЭБУ в таком случае переводит двигатель в аварийный режим работы с усредненными настройками. Вероятнее всего при этом повысится расход топлива, увеличится время разгона, уменьшится мощность двигателя. Все рассчитано на то, что владелец машины сможет без проблем добраться до сервиса, однако, затягивать этот процесс не стоит.

Понравилась статья? Сохраните себе!