Чип-тюнинг. Дорого, качественно, быстро
Уже давно пора признать, и многие пришли к такому выводу, что современный автомобиль представляет собой компьютер на колёсах. Точнее даже мощную сеть из большого количества компьютеров. От всех прочих он отличается лишь тем, что у него очень развито периферийное оборудование в виде двигателя, трансмиссии, подвесок и системы комфортного жизнеобеспечения пассажиров. В число которых скоро перейдёт и водитель. А это означает огромную роль программного обеспечения и персонала, который его создаёт и обслуживает. При помощи соответствующего ещё более сложного сервисного оборудования.
Что такое чип-тюнинг
Специалисты, занимающиеся разработкой программного обеспечения, кратко называемого софтом, на предприятиях-производителях автомобилей и их систем, прекрасно знают своё дело. Их продукт хорош уже в первом представлении на рынок, а по мере набора эксплуатационного опыта непрерывно совершенствуется. Но и их коллегам на предприятиях автосервиса безработица также не грозит. Это обусловлено разными причинами:
- неизбежным наличием ошибок, их совершают профессионалы любого уровня, а их клиенты не всегда желают ждать заводского исправления;
- сознательным ухудшением качества продукта по самым разным причинам, их множество, от сугубо технических до связанных с законодательными проблемами и экономикой;
- массовостью в крупносерийном производстве, когда всё приходится сводить к среднестатистическим показателям, пренебрегая индивидуальностью каждого механизма из-за суммирования всевозможных разбросов и допусков;
- желанием клиентов выделить свой автомобиль в ряду серийных по отдельным характеристикам или получить у недорогой машины новые качества, доступные только у более серьёзных моделей иного ценового класса.
Иногда чиповка производится в целях удешевления содержания автомобиля, требующего больших вложений на ремонт. Это не всегда корректно, но сильно распространено.
Кто занимается чип-тюнингом
Многие автоэлектрики и диагносты приходят к занятию вмешательством в программное обеспечение, чаще всего они начинают с доступных моделей отечественной разработки, в подавляющем большинстве чипуя блок управления двигателем. Дальше всё зависит от труда, упорства, способностей и готовности вкладывать значительные средства в обучение и оборудование.
Некоторые тормозят своё развитие на простейшем обновлении программ, используя добытые разными путями готовые прошивки и простейшее оборудование. С риском уничтожить блок ЭБУ при неграмотном вмешательстве. Несмотря на возникающие потом у клиентов недовольство и проблемы с двигателем, определённым спросом такие услуги пользуются. Но куда больше желающих обслужиться у настоящих мастеров своего дела.
Действительно профессиональная работа в этой сфере требует большого времени на самообразование и набор практического опыта. Разнообразие используемой в системах управления автомобильной техникой аппаратуры, её сложность и постоянное усовершенствование заставляют непрерывно развиваться как самого мастера, так и предприятию обрастать всё новым и новым оборудованием. На таком уровне к специалисту всегда будет стоять очередь, его репутация не будет нуждаться в рекламе, а услуги станут стоить достаточно дорого. Клиенты всегда готовы платить за качество, безопасность, оперативность обслуживания и гарантию профессионализма.
Роль сервисного оборудования
Развитие набора аппаратуры требует организации рабочего места по модульному принципу. На первом этапе приобретается необходимый минимум, нарабатывается начальный опыт и появляются средства на расширение бизнеса. Хорошим примером является один из самых известных загрузчиков – программно-аппаратный комплекс CombiLoader. Изначально он поставляется в минимальном наборе, состоящем из хост-адаптера, подключаемого через USB к любому ноутбуку, непосредственно ПАК-модуля и двух кабелей на самые распространённые модели ЭБУ. В комплекте также имеется программное обеспечение и ключ кодовой защиты.
С таким набором уже можно работать. Его отличительная особенность – превосходная надёжность. Система производится давно, хорошо известна, дорабатывается, и её можно приобрести в последней версии. Цена по меркам расценок чип-бизнеса чрезвычайно доступная.
О надёжности стоит сказать особо. В процессе работы очень важно избегать аппаратных и программных сбоев. Питание автомобильной сети резервируется внешним источником с минимумом пульсаций, чтобы избежать падения напряжения на аккумуляторе, никакие потребители не включаются и не выключаются, даже двери автомобиля лучше не трогать, чтобы не создавать помех. Тут CombiLoader и проявляет себя с лучшей стороны, гарантируя успешное завершение бесперебойного обмена информацией. Содержимое программной памяти ЭБУ скачивается и сохраняется, после чего можно прошивать новый софт. Полученный, например, после обработки приобретённым вместе с ПАК редактором ChipTuningPRO.
В дальнейшем расширение возможностей по всему многообразию марок автомобилей и моделей блоков управления производится покупкой дополнительных модулей и адаптеров. Например, наверняка потребуется адаптер J2534, позволяющий работать через диагностический разъём с использованием CAN-шины. Или на выбор многочисленные модули по маркам автомобилей и отдельным семействам.
Возможности доработки программного обеспечения
Хороший мастер по чип-тюнингу - это тот, кто способен самостоятельно доработать и откатать прошивку, одновременно повышающую динамические характеристики автомобиля и снижающую средний расход топлива. Парадоксальность повышения взаимоисключающих показателей вполне преодолима за счёт раздельной калибровки по режимам работы двигателя. Особенно хорошо поддаются доводке турбированные бензиновые моторы и дизели. По атмосферникам проценты улучшения ниже, но зато можно повысить комфорт управления двигателем с некоторым улучшением прочих показателей.
Достигнутые результаты желательно проверять на диностенде, а если прошивка откатывается впервые – то на нём же и работать. Можно использовать дорожные тесты.
Чип-тюнинг наверняка потребуется, если производилось вмешательство в системы снижения токсичности. Не касаясь причин такого явления и конкретных действий, можно лишь сказать, что без перепрошивки в таких случаях ничего хорошего не получится. Как и при малограмотном вмешательстве, маскировке отдельных подпрограмм и прочих приёмах технически слабых «мастеров».
Опасности, возникающие на всех этапах работ по чип-тюнингу
Неграмотное обращение со сложными системами управления двигателем и трансмиссией, а в современном автомобиле всё связано по единой шине, приводит к печальным результатам как для автомобилей, так и для предприятий автосервиса. Причём на всех этапах – от ошибочного выбора оборудования из соображений экономии или по незнанию, до неквалифицированных операций по изменению и заливке софта. Вплоть до самого заключительного явления – возгорания автомобиля от раскалённого каталитического нейтрализатора.
Моторы, особенно турбированные и дизельные, очень точно сбалансированы по калибровкам впрыска и опережения зажигания. Попытки бездумно увеличить мощность или снизить расход, тем более маскировки встроенных диагностических программных блоков, приводят к механическому разрушению двигателей. Как минимум – к существенному снижению ресурса. Поэтому очень важно использовать качественную лицензированную аппаратуру, программное обеспечение и надёжный набор кабелей и адаптеров. С возможностью всегда внести изменения на последние версии «железа» и софта. Для этого лучше всего стать постоянным клиентом официального дилера фирмы-разработчика оборудования для чип-тюнинга.