А все, надо было раньше... Обслуживаем автомобиль вовремя

RSS
АнтонАнтон
30 июля 2021

По понятным причинам автомобили не должны обладать той надёжностью, которая принята в авиации. В частности, там это обеспечивается строжайшим регламентом профилактического технического обслуживания (ТО) с протоколированием в формулярах и личными подписями исполнителей. ТО автомобилей проводится по более простой процедуре, поэтому его важность многие недооценивают. Пока не придётся за это расплачиваться.

Обслуживаем автомобиль вовремя

Суть технического обслуживания


Проводится оно по нескольким направлениям:

  • замена расходников и технических жидкостей, то есть тех составляющих автомобиля, срок жизни которых строго регламентирован;
  • профилактическая замена деталей, текущий осмотр которых показал, что до следующего ТО они могут не дожить;
  • попутное освежение узлов, которые подверглись вынужденной разборке, и хотя часть ресурса ещё не выработана, но дважды проводить сложный демонтаж экономически невыгодно;
  • устранение замеченных неисправностей и дефектов;
  • регулировочные и настроечные работы.


Порядок и периодичность ТО изложены в инструкции по эксплуатации. Документ продуман и многократно проверен на эффективность. В перечни входят процедуры замены, осмотра, инструментальных проверок и регулировок. Предполагается, что если точно следовать инструкции, то затраты на эксплуатацию автомобиля в пределах расчётного срока его службы будут минимальны. То есть сэкономить тут не получится. Зато получить лишние расходы при несоблюдении – легко. Последствия пренебрежения требованиями могут быть очень тяжёлыми.


Двигатель

Замена масла в двигателе


Основой ТО мотора является смена масла и масляного фильтра. Если этим пренебрегать или затягивать сроки, то с большой вероятностью произойдёт следующее:

  • масло утеряет свои смазывающие, моющие и диспергирующие свойства, мотор загрязнится изнутри, возрастёт износ деталей;
  • снизится давление в системе смазки, начнётся перегрев подшипников скольжения;
  • в результате износа и нагрева вкладыши провернутся, расплавятся, двигатель застучит и может заклинить;
  • перегревы, износ и поломки деталей часто приводят к разрушению поршней и удару шатуном в стенку блока с проломом последнего;
  • стоимость ремонта превысит порог целесообразности, двигатель придётся менять в сборе.


Даже если срок превышен незначительно, последствия могут стать чрезвычайными. Полностью забитый фильтр прекратит пропускать масло, откроется предохранительный клапан, и вся грязь уйдёт в магистрали смазки. Детали будут непоправимо испорчены.


Кроме обслуживания системы смазки, замене подлежит воздушный фильтр. Его роль многие не понимают. Но именно он должен отсечь путь абразивной пыли и грязи к цилиндрам. Забитый фильтр в лучшем случае станет вторым дросселем на впуске, снизив мощность и увеличив расход, а в худшем – воздух найдёт обходные пути, и стенки цилиндров будут испорчены, вырастет расход масла, мотор потребует капитального ремонта.


По регламенту должны регулярно меняться свечи. О них забывают, после чего растёт вторичное напряжение, пробиваются катушки зажигания, драйверы в ЭБУ. Ремонт блока управления мотором – дорогое удовольствие, а умеют это делать немногие.


Не все понимают важность регулярной замены антифриза. Именно он своими присадками предохраняет от коррозии стенки рубашек охлаждения мотора. Как только пакет будет выработан – ситуация превратится в обратную - продукты разложения основы жидкости начнут провоцировать деградацию металлов и уплотнений в недоступных для очистки зонах. Нормально работать такой мотор уже не сможет никогда.


В перечне регулировочных работ можно выделить обслуживание газораспределительного механизма. Зажатые клапаны с уменьшенными зазорами быстро прогорят, ремонт недёшев. А если проигнорировать регламентную замену приводного ремня или цепи с натяжителями, успокоителями и прочими роликами, то при обрыве клапаны встретятся с поршнями, загнутся, и мотор встанет до окончания крупного и дорогого ремонта.


Трансмиссия


Операции по обслуживанию узлов передачи момента от двигателя к колёсам в целом сводятся к замене масла. Важность этой процедуры видна на примере автоматических коробок, не принципиально, вариатор это или классический автомат.


Старое, грязное и деградировавшие масло в АКПП убьёт там практически всё. Пострадают подшипники, шестерни, поршни управления переключением, конусы и ремни вариаторов, блоки гидротроников. Стоимость ремонта неприятно удивит, часто от коробки остаётся один корпус, по которому также придётся провести восстановительные операции. А всё из-за пренебрежения простейшей операцией смены масла.


К сожалению, производители автомобилей сами провоцирует владельцев, указывая, что масло залито на весь срок службы. Верить этому категорически нельзя. Предел – 80 тысяч километров пробега, а в тяжёлых условиях и вдвое меньше.

Замена воздушного фильтра

Подвески и рулевое управление


В узлах ходовой части обычно контролю подлежат шарнирные соединения. Они могут быть резинометаллические или шаровые. Оба случая при износе обеспечат излишнюю свободу перемещения деталей, ударные нагрузки и ускоренное разрушение прочих узлов. Особенно негативно это скажется на состоянии дорогостоящих колёсных шин.


Износ протектора, причём неравномерный, обеспечен и при невнимании к регулировкам углов установки колёс, балансировке, состоянию амортизаторов. Сами шины тоже не потерпят игнорирования замера давления, могут повлиять на расход топлива, собственный ускоренный износ, а также разрушение дорогих литых или кованых дисков на неровностях.


Кузов


Металл кузовных деталей склонен к коррозии при нарушении герметичности его защиты лакокрасочным покрытием и материалами обработки днища, колёсных арок и скрытых полостей. В программу ТО входит контроль сохранности покрытий, их своевременное обновление с зачисткой продуктов коррозии. Иначе машина быстро и необратимо потеряет свою товарную стоимость на вторичном рынке.


Полный список возможных проблем, которые возникнут при игнорировании регламента ТО, займёт целую книгу. Не стоит испытывать все несчастья на собственном автомобиле, гораздо проще педантично следовать рекомендациям завода и опытных специалистов по обслуживанию. Это гарантированно сохранит время и средства, продлив срок службы автомобиля в разы больше, чем даже обещано производителем.

АнтонАнтон
0 комментариев
Комментариев ещё нет — ваш может стать первым.